Знаменитости, как правило, вкладывают значительную энергию в поддержание своего публичного имиджа, и мало кто может утверждать, что было бы несправедливо, если бы бизнес перекачивал успех знаменитости в свою рекламу или продукты для увеличения продаж, не компенсируя знаменитости за повышенную прибыль, репутацию, или признание продукта или компании.
Право на публичность развивалось дольше, чем может показаться. Оно носит различные «прозвища», от «прав личности» до «NIL» 2023 года (имя, изображение, подобие). Все они являются синонимами установленной правовой доктрины, известной как право на публичное использование. Право на публичность связано с правом контролировать коммерческое использование своей личности.Тем не менее, возникают вопросы. Для кого? Что означает контроль? Есть ли ограничения? Может ли он использоваться личностью для достижения цензуры? Что такое коммерческое использование? Есть ли исключения для коммерческого использования? Что включает в себя идентичность? Как Право на гласность связано с дипфейками и NFT? Какова налогооблагаемая стоимость права в контексте наследства?
Дисклеймер: в статье в основном будет рассмотрен Американский опыт, т. к. именно США являются значимым рынком сбыта для ряда индустрий, в т.ч. геймдева.
Право на публичное использование образа знаменитостей относится к имущественным интересам, присущим «имени, голосу, подписи, фотографии, изображению, подобию, характерному внешнему виду, жестам или манерам» человека. Основной вопрос, который следует задать при анализе права на публичное использование: можно ли однозначно идентифицировать рассматриваемое лицо? Если это так, то не должно иметь значения, происходит ли идентификация по имени, изображению, подобию, или по номеру на футболке, или по прозвищу, или по контексту ссылки на персону.
В идее создания и продвижения своего публичного имиджа нет ничего нового, поскольку некоторые из величайших деятелей в истории повысили ценность своих однофамильцев за счет полемики, театральности и сенсаций. Никколо Паганини, возможно, величайший скрипач из когда-либо живших, понимал, как продавать имидж. На его аншлаговых концертах по всей Европе в 19 веке его загадочный сценический образ и беспрецедентная виртуозность привели многих к выводу, что он (или, возможно, его адвокат) заключил сделку с дьяволом. Паганини разжигал споры тем, что носил черные костюмы, которые, в дополнение к его изможденному лицу и длинным волосам, создавали вид призрака, парящего по сцене. Композиции Паганини — например, 24 каприза — требуют технической утонченности, к которой старательно стремятся исполнители. Словно издеваясь над сложностью своих сочинений, в финале своих концертов Паганини намеренно увеличивал натяжение своих струн, чтобы они рвались одна за другой во время исполнения, и он плавно заканчивал произведение на одной струне. Немецкий гений Луи Шпор после посещения спектакля Паганини в 1830 году сказал, что «в его сочинениях и исполнении есть странная смесь высочайшей гениальности, ребячества и безвкусия, так что чувствуешь попеременно влечение и отталкивание».
Если в манипулировании своим имиджем с целью увеличения потоков доходов нет ничего нового, то появление законов о рекламе в 20-м веке гарантирует, что прибыль, полученная от этих ценных людей, распределяется более справедливо.
Действительно, законы о публичности привели к результатам, о которых могли только мечтать успешные люди и знаменитости прошлых эпох.
Право воплощается в жизнь
Нью-Йорк был первым штатом, принявшим закон О публичности вместе с Законом о гражданских правах Нью-Йорка в 1903 году. Этот закон запрещает использование имени, портрета или изображения любого живого лица без предварительного согласия в «рекламных целях».
В 2020 году Нью-Йорк принял посмертный закон о праве на публичность. Количество лет, в течение которых признаются права на посмертную гласность, сильно различается от штата к штату. Например, штат Теннесси гарантирует право в течение как минимум 10 лет после смерти, но в соответствии с моделью товарного знака право может сохраняться бессрочно при условии использования. Вирджиния дает 20 лет. Флорида дает 40 лет, Кентукки, Невада, Луизиана и Техас — 50 лет, Калифорния — 70 лет, а Вашингтон — 75 лет. Индиана обеспечивает признание права на публичность в течение 100 лет после смерти личности и пытается вернуться назад на протяжении всех этих 100 лет. Оклахома, предоставляя такой же 100-летний срок признания, как и Индиана, ограничивает положение о возврате до 50 лет.
Позже мы опубликуем несколько судебных прецедентов, чтобы проиллюстрировать как работает право на публичность.
Comments